Что такое университет сегодня?

Что такое университет сегодня?

В истории развития европейской культуры огромная роль принадлежит университетам.

Именно они на протяжении восьми веков не только определяли сумму знаний, необходимую образованному человеку каждой конкретной эпохи, но во многом формировали мировоззренческую и научную парадигмы европейского общества.

Исторически университет — явление не только западноевропейское. Византия, с ее образовательными центрами, с её не прерывавшейся традицией эллинской образованности, с одной стороны и богатейшим святоотеческим наследием с другой, оказала значительное влияние на западноевропейскую университетскую традицию.

Ветви любого дерева питаются жизненными соками из его корней. Если живы ветви — значит и корни живут и сохраняют свое значение. Корни европейской университетской культуры, как известно, отнюдь не светские.

Тот же Парижский университет, первая богословская школа Западной Европы, именовался в Средневековье не иначе, как «источник мудрости» и «древо жизни». Благодаря ему и сам Париж получил название «вторые Афины».

Четыре факультета составляли костяк большинства европейских университетов — низший («артистический»), медицинский, юридический (чаще он рассматривался как церковно-канонический) и богословский (теологический). Богословское знание никогда не рассматривалось как нечто отдельное, оторванное от жизни, а как сумма знаний о Боге и мире, как логическое завершение, итог всех наук.

На огромном европейском образовательном пространстве от Лондона до Константинополя сам образовательный процесс рассматривался как раскрытие заложенного в человеке образа Божия. Подавляющее большинство европейских университетов и сегодня сохраняют в своем составе теологические факультеты.

И если мы сегодня произносим слово «университет», происходящее от латинского universitas, что значит «совокупность», мы должны обращаться ко всей традиционной совокупности европейского знания.

Европейский университет прорастает из христианской традиции. Это движение, начавшееся на Западе, двояко: здесь и постепенное расщепление духа и ума, и, наоборот, стойкое сопротивление этому расщеплению. Примером этому и служат старейшие, лучшие западные университеты, некогда славные консерватизмом.

Говоря о России, необходимо отметить, что Московский университет, основанный в 1755 году, конечно же, нельзя считать первым русским высшим учебным заведением. Здесь, безусловно, необходимо вспомнить Киево-Могилянскую Академию, основанную в 1632 году, Славяно-Греко-Латинскую Академию (1687 год), а так же русские монастыри, которые, по сути, являлись первыми русскими «университетами». До революции 1917 года богословское образование было неотъемлемой частью русского университетского образования в целом.

Университет, каким он видится нам сегодня — это не место, где «готовят специалистов», а серьезная школа самосознания. После всего пережитого в XX веке, университет, дающий просто «сведения и навыки», университет, как мимолетный эпизод жизни, как ступень карьеры, не отвечает своему изначальному предназначению. Университет призван быть живым и деятельным существом посреди неразберихи мира, его умственной и духовной лености. Университет соединяет юность и зрелость. Он ведет к зрелости через опыт возрастания духа, через победу над расслабленной и греховной инфантильностью, через напряженный труд приобретения знаний.

Университет призван формировать личность.

И эта задача университета сегодня, в начале XXI века, актуальна как никогда. В XX-ом веке деградация европейского культурного наследия нанесла катастрофический урон личности человека. Кажется, что растворение, исчезновение человеческой индивидуальности стало девизом ушедшего столетия.

Оккультные течения и секты восточного происхождения, зовущие к исчезновению в нирване; направления в искусстве, отрицающие личность (например, поп-музыка последней четверти века); тоталитарные идеологии и политика, понимаемая как средство манипулирования массами; психоанализ, потрошащий и опустошающий человеческую душу; наркомания, возведенная в ранг мировоззрения и разрушительное влияние средств массовой информации; страх последних пятидесяти лет перед угрозой термоядерной войны; страх перед экологическими катастрофами и социальная неустроенность — вот неполный перечень агрессивных вызовов, которые предъявил ушедший век к человеку. Больно не только российское общество. Больно человечество в целом. Путь его исцеления, путь возвращения к цельному человеку — возвращение к истокам европейской и русской культуры. И этот путь — ко Христу.

Россия сегодня не может воссоздаться без возвращения к своим исконным ценностям. Базовые ценности и идеалы русской культуры, к освоению которых призвано студенчество, немыслимы вне контекста православной традиции. Отсюда видно, насколько важно обеспечить студенту возможность освоить эту традицию.